Быстрый поиск самых дешевых авиабилетов

Могут ли авиакомпании аннулировать обратный билет, потому что пассажир опоздал на исходящий рейс? | В принципе

Могут ли авиакомпании аннулировать обратный билет из-за того, что пассажир опоздал на исходящий рейс?

Авиакомпании часто аннулируют бронирования, когда пассажир не успевает зарегистрироваться на исходящий рейс или на более ранний сегмент полета. Законна ли такая практика?

Количество авиапассажиров растет год от года. По данным Управления гражданской авиации, в первом квартале 2017 года польские аэропорты обслужили около 7,5 миллионов пассажиров. Исследования предсказывают, что эта тенденция роста сохранится. В стране ведется много разговоров о строительстве новых аэропортов и открытии новых, более экзотических маршрутов. Несомненно, мы летаем чаще, чем когда-либо, и привыкли к этой модели путешествий. Это также означает, что мы чаще сталкиваемся с задержками и отменами рейсов.

Многие путешественники знают, что в таких ситуациях они имеют определенные права, установленные четкими правилами ЕС. Во многом это происходит благодаря информационным кампаниям и инновационным веб-сервисам, таким как airhelp.pl, которые помогают путешественникам определить и реализовать свои права. Но ситуации, с которыми сталкиваются пассажиры, не ограничиваются задержкой рейсов с компенсацией, основанной на чисто математических расчетах (как правило, в случае отмены рейса или несоблюдения стыковочного рейса путешественники имеют право на замену рейса или единовременную компенсацию, если они прибывают в пункт назначения с опозданием более чем на три часа). Иногда мы не успеваем на исходящий рейс, но рассчитываем, что сможем воспользоваться уже купленным обратным билетом. Сюрприз наступает, когда мы узнаем, что из-за того, что мы не смогли использовать билет на исходящий рейс, обратный рейс отменен, и нам придется покупать другой билет, чтобы добраться домой.

Как такое возможно? В таких случаях авиакомпании ссылаются на свои общие условия перевозки. Эти условия могут быть разными, но они делятся на два типа. В первую очередь, авиакомпании оставляют за собой право аннулировать обратный билет или остальную часть маршрута, если пассажир не зарегистрировался на исходящий или более ранний рейс. В противном случае, если пассажир опоздал на первый рейс, авиакомпания может потребовать от пассажира доплатить за обратный рейс или последующие этапы маршрута сумму, равную разнице в стоимости перелета в рамках первоначального тарифа туда и обратно и тарифа в одну сторону.

Давайте рассмотрим, как это работает на практике. Предположим, что мы купили билет туда и обратно из Гданьска в Париж через Варшаву. Если мы не успеем на этап Гданьск-Варшава, но зарегистрируемся на второй этап в Варшаве, авиакомпания может не пустить нас на борт. Она может потребовать дополнительную плату или аннулировать билет. Конкретный результат будет зависеть от тарифа, использованного в первоначальном билете. Чем гибче тариф, тем больше изменений допускается, часто за фиксированную плату. Но если мы купили самый дешевый билет, то, скорее всего, наш билет будет аннулирован. То же самое произойдет, если мы пропустим этап Варшава - Париж и вместо этого поедем на поезде. Когда мы явимся на обратный рейс из Парижа, нам, как правило, скажут, что без покупки нового билета посадка невозможна.

Такая практика кажется нам инстинктивно несправедливой. Как только мы купили билет, он должен быть доступен нам независимо от того, какой участок маршрута мы хотим использовать. Является ли такая практика законной, и можно ли требовать, чтобы мы дважды платили за обратный перелет?

Проблема отмены бронирования из-за неявки на рейс до сих пор четко не урегулирована в законодательстве ЕС. Европейские законодатели изначально планировали осветить этот вопрос в Положении о компенсации расходов на перелет (261/2004), но по неясным причинам он не вошел в окончательный вариант положения. Тем не менее, пассажиры не остались без средств правовой защиты.

Наш опыт показывает, что некоторые положения о неявке на рейс составлены нечетко и не дают перевозчику права аннулировать билет. Поэтому важно внимательно изучить формулировку пункта, на который ссылается авиакомпания. Может оказаться, что у авиакомпании нет договорных оснований для аннулирования билета. Более того, подобные пункты могут быть запрещенными и, как таковые, не будут обязательными для пассажиров.

Во-первых: проверьте точную формулировку положения о неявке на рейс, на которое ссылается перевозчик. Любая двусмысленность должна толковаться в пользу пассажира.

Например, у одного польского перевозчика положение о неявке на рейс звучит следующим образом: "Если пассажир не сообщил перевозчику об изменении своих планов до начала путешествия и не использует забронированное для него место, а тариф, примененный к билету, не позволяет внести такие изменения, перевозчик имеет право отменить бронирование, сделанное им на последующие сегменты полета".

Из этого текста не следует, что перевозчик всегда может аннулировать бронирование на последующие сегменты полета, если пассажир не явился на предыдущий этап. Буквальное прочтение приводит к выводу, что право перевозчика аннулировать бронирование возникает при соблюдении трех условий: (i) пассажир приобрел билет по тарифу, не допускающему изменений, (ii) пассажир не воспользовался бронированием и (iii) пассажир не сообщил перевозчику об изменении планов. Таким образом, пассажир, имеющий билет по самому низкому тарифу, не допускающему никаких изменений, который не может использовать более ранний участок маршрута, должен уведомить об этом перевозчика. Этого будет достаточно, чтобы авиакомпания не аннулировала остальную часть бронирования. Если перевозчик намерен оставить за собой право аннулировать бронирование по причине неявки, то пункт можно сформулировать более четко и недвусмысленно, например: "Перевозчик имеет право отменить бронирование, сделанное им на последующие сегменты полета, если пассажир не воспользовался забронированным для него местом на предыдущих сегментах, если только пассажир не проинформировал перевозчика ранее об изменении планов поездки, или билет пассажира был приобретен по тарифу, не допускающему таких изменений".

Согласно общим канонам договорного права, неоднократно подтвержденным Верховным судом Польши (например, в решении от 21 февраля 2013 года, дело I CSK 408/2), любая двусмысленность в договорах по форме толкуется против составителя ( in dubio contra proferentem). На практике это означает, что неясное положение, примененное авиакомпанией, должно толковаться в пользу пассажира.

Во-вторых: рассмотрите, является ли оговорка, используемая авиакомпанией, неправомерной.

Хотя Регламент ЕС 261/2004 в конечном итоге не запрещает перевозчикам аннулировать билеты за неявку, договорные положения, резервирующие это право против потребителей, могут быть проверены на предмет злоупотребления.

Согласно Гражданскому кодексу ст. 385 1 §1, положения потребительского договора, не согласованные индивидуально с потребителем, не являются обязательными для потребителя, если они устанавливают права и обязанности потребителя способом, противоречащим добросовестной практике, грубо ущемляющим интересы потребителя. Данное положение реализует законодательство ЕС о защите прав потребителей.

Во многих европейских юрисдикциях договорные положения, позволяющие авиаперевозчикам аннулировать обратный билет за неиспользование исходящего билета, были оспорены как положения, грубо нарушающие интересы потребителя. Эти выводы не были успешно опровергнуты аргументами перевозчиков (особенно в контексте аннулирования обратных бронирований) о том, что возможность аннулирования бронирований за неиспользование более ранних сегментов полета является элементом обоснованной ценовой политики, способствующей сильной конкуренции между авиакомпаниями. Такой подход кажется нам правильным. Авиакомпании имеют право использовать различные инструменты ценовой политики, но эта практика осуществляется за счет интересов потребителей, непонятным для них образом. (Обзор аргументов и прецедентного права ЕС, опубликованных юристами по защите общественных интересов в 2015 году, см. в статье Boulet et al., "The EU Public Interest Clinic and BEUC Present: Eliminating Airline 'No-Show Clauses' in the EU").

Что делать, если авиакомпания отменит наше бронирование?

К сожалению, эти аргументы мало утешают, когда мы стоим у выхода на посадку с аннулированным билетом, а сотрудники авиакомпании не пускают нас на борт без покупки нового билета. Как правило, такой билет в один конец, приобретенный непосредственно перед вылетом, будет стоить намного дороже первоначального билета. В большинстве случаев у пассажира нет другого выхода, кроме как купить новый билет, чтобы добраться домой. Затем, чтобы вернуть свои деньги, он должен обратиться за компенсацией. Первым шагом является подача жалобы клиента. Если она не будет удовлетворена, единственным вариантом остается подача иска. В подобных случаях пассажир имеет определенные преимущества как потребитель. Во-первых, потребитель может использовать суды в своей стране. Если авиакомпания предлагает свои услуги польским потребителям, то в соответствии с европейскими юрисдикционными правилами пассажир может обратиться в суд страны, в которой он проживает. Поскольку взыскиваемые суммы, как правило, невелики, пассажир может воспользоваться упрощенной процедурой судебного разбирательства. Во многих случаях, особенно когда претензии хорошо документированы, суды могут вынести постановление о выплате в рамках упрощенной процедуры. Если авиакомпания не оспаривает это постановление, оно вступает в законную силу.

Пассажирам следует рассмотреть возможность отстаивания своих прав через суд, поскольку польские суды, как представляется, поддерживают иски пассажиров в этом отношении, а судебное разбирательство не является особенно сложным или дорогостоящим. По крайней мере, в двух подобных случаях варшавские суды присудили пассажирам возмещение ущерба против польского перевозчика (решение Варшавского окружного суда от 10 мая 2016 года, дело II C 3582/15, подтвержденное решением Варшавского регионального суда от 2 февраля 2017 года, дело XXVII Ca 51/17; юридически окончательное постановление о выплате, вынесенное Варшавским окружным судом 29 августа 2017 года, дело II Nc 4934/17). В деле II C 3582/15, касающемся практики польского перевозчика, Варшавский окружной суд установил: "Необходимо подчеркнуть, что ответчик аннулировал бронирование билета, приобретенного истцом на обратный рейс из Варшавы в Брюссель, только потому, что истец не использовал "первый сегмент маршрута", то есть билет, приобретенный истцом на рейс "в исходящем направлении" - из Варшавы в Брюссель. Независимо от положений общих условий перевозки (которые ответчик не пытался защищать), следует отметить, что нерационально и нелояльно по отношению к потребителю отменять его бронирование и заставлять его выбирать между отказом от выбранного и оплаченного им рейса и покупкой нового билета взамен уже оплаченного, в ситуации, когда в самолете были свободные места. Короче говоря, не имея законных оснований, ответчик вынудил истца приобрести билет... несмотря на то, что истец уже приобрел билет на этот рейс".

Пока остается только надеяться, что рано или поздно перевозчики изменят свою практику - если не потому, что этого требуют будущие правовые нормы, то под давлением пассажиров. Несомненно, четкие и понятные правила пользования услугами авиакомпаний жизненно необходимы для того, чтобы польские аэропорты продолжали привлекать растущее число пассажиров.

Лукаш Ласек, адвокат, Петр Голендзиновский, юрисконсульт, практика разрешения споров и арбитража, Вардыньский и Партнеры

Возврат билета, приобретенного на сайте При приобретении электронного билета через официальный сайт заключается договор воздушной перевозки между ОАО "Белорусские авиалинии" и ОАО "Белавиа".

Возврат билета, приобретенного на месте

При покупке электронного билета через официальный сайт договор воздушной перевозки заключается между ОАО "Белорусские авиалинии "Белавиа" и пассажиром, по которому все обязательства по договору возникают непосредственно между указанными сторонами (независимо от того, оплатил ли электронный билет сам пассажир или за него это сделало другое лицо). Договор воздушной перевозки может быть расторгнут:

  • Пассажир;
  • ОАО "Белорусские авиалинии "Белавиа".

Договор воздушной перевозки может быть расторгнут:

  • добровольно (по требованию одной из сторон);
  • вынужденно (по независящим от стороны причинам, например, отмена рейса, изменение расписания и т.д.).

Возврат средств за электронный билет, приобретенный в режиме онлайн, осуществляется только в соответствии с Заявлением на отмену рейса и возврат средств, которое заполняется:

  • пассажиром или его/ее доверенным лицом, если пассажир совершеннолетний и дееспособный;
  • законный представитель пассажира (родители, усыновители, опекуны или попечители), если пассажир является несовершеннолетним или недееспособным.

Возврат стоимости электронного билета, приобретенного в режиме онлайн, может быть запрошен лицом, осуществившим оплату, только при наличии и заполнении пассажиром (его доверенным лицом или законным представителем) Заявления на отмену рейса и возврат денежных средств.

Национальная авиакомпания "Белавиа" не несет ответственности за :

  • решение пассажира (его доверенного лица или законного представителя) об отмене рейса и возврате денежных средств;
  • отказ пассажира (его доверенного лица или законного представителя) предоставить лицу, осуществившему оплату, Заявление об аннулировании билета и возврате денег, запрошенное Национальной авиакомпанией "Белавиа", и любые разногласия, которые могут возникнуть между пассажиром (его доверенным лицом или законным представителем) и лицом, оплатившим электронный билет, в силу этого отказа.

Пассажир (его доверенное лицо или законный представитель) имеет право аннулировать только электронный билет, оформленный на имя пассажира.

Сумма, подлежащая возврату, рассчитывается в соответствии с действующими правилами тарифа, подробнее о правилах тарифа вы можете узнать здесь, либо обратившись в службу поддержки по телефону +375 (17) 220-25-55 или электронной почте support@belavia.by.

Сумма, подлежащая возврату, будет перечислена в течение срока после получения всей необходимой информации, как описано ниже.

Если а-билет оплачен кредитной картой в режиме онлайн

  • Если банковская карта, использованная для оплаты электронного билета, действительна в месяце, в котором производится возврат, деньги будут перечислены на указанную карту;
  • если банковская карта, использованная для оплаты электронного билета, не действительна в данном месяце, при возврате суммы, способ перевода денег будет определен в каждом конкретном случае.

Если электронный билет оплачивается через систему "Расчет

  • В офисах продаж авиакомпании. Необходимо присутствие владельца билета с паспортом.
  • Во всех остальных случаях деньги будут перечислены на расчетный счет, открытый в любом белорусском банке.

Национальная авиакомпания "Белавиа" не несет ответственности за :

  • возможную разницу, возникшую в результате конвертации валюты или комиссии банка за обслуживание при возврате денежных средств на банковскую карту, использованную для оплаты электронного билета (в случае он-лайн покупки);
  • возможную разницу, возникшую в результате банковских расходов при возврате денег на счет кредитной карты/текущий счет (в случае покупки через систему 'Raschet').

Чтобы получить возврат денег за электронный билет, приобретенный онлайн, пожалуйста, отправьте по факсу +375 (17) 321-24-62 или по электронной почте support@belavia.by документы, указанные в таблице ниже. В случае оплаты билета через систему 'Raschet' вы можете обратиться в один из офисов продаж авиакомпании или отправить необходимые документы в соответствии с приведенной ниже таблицей для возврата денег.

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

ЧаВо

  • Что? (что... авиабилеты)
  • Где? (авиабилеты, где...)
  • Когда? (когда билеты...)
  • Как? (как билеты на самолет...)
  • Другое (другие вопросы)