Быстрый поиск самых дешевых авиабилетов

Как я могу преодолеть страх перед полетами?

Преодоление страха перед полетом требует большого мужества и практики. Но это возможно при соответствующем лечении. Я никогда не летал до почти 30 лет, и преодоление собственного страха перед полетами было одним из самых сложных достижений в моей жизни.

Если вы сможете успешно определить триггеры, вызывающие вашу тревогу, вы сделали первый шаг. Важно отметить, что страх перед полетами - это не единственная фобия. Большинство людей, которые боятся летать, страдают клаустрофобией или боятся оказаться запертыми в самолете и не иметь возможности выбрать, когда выйти из него.

Фобия - это сильный страх, который непропорционален опасности, что особенно актуально для боязни полетов. Большинство "фобиков" согласны с тем, что полет безопасен, но пугающ. Им трудно примирить свой страх со статистикой безопасности. Хотя мы знаем, что наши фобии не поддаются логическому объяснению, мы не в состоянии избавить себя от одной из них.

Понимание триггеров

У наших страхов перед полетами есть триггеры - это мысли, образы, ощущения и воспоминания, к которым мы стали чувствительны. Человек, чувствительный к определенным телесным ощущениям, может бояться турбулентности или обычного взлета и посадки. А тот, кто боится высоты, может прийти в ужас при мысли о полете на высоте многих миль над землей.

Список провоцирующих факторов длинный: турбулентность, взлет, посадка, терроризм, аварии, социальные тревоги или слишком большая удаленность от дома. Некоторые люди боятся пожара, болезней, распространяющихся через воздушную систему, пользования туалетами или насилия в самолете. Другие испытывают "плохое предчувствие" перед полетом, боясь, что их тревоги каким-то образом предскажут катастрофу.

За фобиями и страхом

Общим знаменателем для более чем 90 процентов авиафобиков является страх, что во время полета их охватит тревога.

Обычно люди испытывают неожиданную панику во время полета, а затем боятся, что пугающие симптомы вернутся во время следующего полета. Такие панические состояния обычно возникают в возрасте от 17 до 34 лет, примерно в период значительных жизненных перемен, таких как рождение ребенка, смерть, брак, развод или окончание школы. Именно поэтому люди с фобией полетов часто задаются вопросом, почему когда-то они могли летать так комфортно. Очень немногие страхи перед полетами возникают из-за травмирующего полета.

Страх перед полетами - довольно распространенное явление, но почти 20 процентов населения сообщают, что их страх мешает их работе и общественной жизни. Нередко боящиеся летать избегают отпусков и повышения по службе. Эксперты делят страх перед полетами на три основные группы; к какой из них относитесь вы?

  1. Те, кто не летает или не летал более пяти лет, несмотря на возможность это сделать.
  2. Те, кто летает только в случае крайней необходимости и испытывает сильный страх.
  3. Те, кто летает по необходимости, но с тревогой.

Элементы успешного лечения

Активным ингредиентом" для преодоления фобий является воздействие на триггеры, вызывающие страх. Важно отметить, что избегание поддерживает фобию в живом и интенсивном состоянии.

При страхе перед полетами огромную роль играет предвосхищающая тревога, или страх, испытываемый в преддверии полета. Любое успешное лечение поможет людям, испытывающим страх перед полетами, справиться с предвосхищающей тревогой (поскольку многие люди избегают планировать полеты или просто отменяют их), а также во время полета.

Новые методы лечения страха перед полетами включают традиционные методы когнитивно-поведенческой терапии, или КБТ, адаптированные к полетам. Терапия включает техники управления тревогой, такие как диафрагмальное дыхание, которые можно использовать во время полета. Люди, которые чувствительны к телесным ощущениям во время взлета, посадки или турбулентности, становятся десенсибилизированными к этим триггерам.

Успокоить тревогу помогает и обучение: как летает самолет, факты о турбулентности, значение различных звуков и ударов во время обычного полета. Также полезны программы виртуальной реальности, в ходе которых испытывающие страх пассажиры подвергаются компьютерному моделированию триггеров полета. Также полезны симуляторы полетов, которые обычно используются для обучения частных пилотов полетам на небольших самолетах. (Они иногда располагаются рядом с аэропортами).

Программы групповой терапии, которые проводятся в аэропортах и завершаются полетом с терапевтом, доступны во многих регионах страны, включая Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Денвер и Миннеаполис. Они особенно полезны для преодоления тревоги, связанной с предвкушением, и продления лечения до самого полета.

Медицинское лечение не предлагает идеального решения. Противотревожные препараты (обычно SSRI или SRNI) помогают некоторым людям, испытывающим панику во время полета, но они должны быть готовы принимать их каждый день в течение длительного периода времени. И они мало влияют на предвосхищение тревоги. Бензодиазепины могут уменьшить предвосхищающую тревогу, но они также мешают терапевтическому эффекту воздействия.

Когда-то я сам страдал фобией полетов, но теперь я постоянно получаю удовольствие от того, что могу прыгнуть в самолет и полететь в любую точку мира.

Автор - член ADAA Мартин Н. Сейф, доктор философии, ABPP. Доктор Сейф - ведущий клиницист, который в течение последних тридцати лет разрабатывал методы лечения тревожных расстройств. Он также на собственном опыте испытал разрушительное воздействие тревоги. Его путь к выздоровлению привел его к разработке программы лечения тревожных расстройств.

Для многих полеты - это необходимое зло, но для некоторых они могут стать пыткой. Как люди могут преодолеть вполне реальный страх перед полетами?

 

Как избавиться от страха летать на самолете

 

Для многих полеты - это необходимое зло, но для некоторых они могут стать пыткой. Как люди могут преодолеть вполне реальный страх перед полетами?

 

Хотя авиакатастрофы случаются редко, о них часто сообщают; многократное наблюдение графических изображений обломков и прикрытых тел просто вселяет в многих из нас такой страх, что мы не можем вынести даже мысли о том, чтобы сесть в самолет.

 

Возьмем две недавние катастрофы "Малайзийских авиалиний". Рейс 370 исчез где-то над Индийским океаном, а рейс 17 был сбит над Украиной. Прошло два года, а оба случая все еще на слуху. В прошлом году произошла катастрофа самолета Germanwings, когда пилот-самоубийца врезался на пассажирском самолете в склон горы в Альпах; чуть позже российский самолет Metrojet 9268 был взорван предполагаемой бомбой вскоре после взлета из Египта.

 

Эксперты, конечно, просто указывают на статистику: ваш страх перед полетами иррационален, потому что вероятность погибнуть в автокатастрофе гораздо выше, чем в авиакатастрофе. Действительно, статистика безопасности ассоциации авиакомпаний IATA показывает, что в 2015 году более 3,5 миллиардов человек совершили полеты на коммерческих самолетах. За это время произошло 68 аварий, четыре из которых привели к гибели 136 человек. Добавьте сюда катастрофы Germanwings и Metrojet, и число погибших возрастет до 510 человек.

 

Инциденты, подобные двум трагедиям с самолетами

 

Инциденты, подобные двум трагедиям "Малайзийских авиалиний", заставляют некоторых людей еще больше бояться летать (Credit: iStock)

 

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году в мире было зарегистрировано 1,25 миллиона смертей в результате дорожно-транспортных происшествий. В целом, автомобильные поездки примерно в 100 раз смертельнее, чем полеты. Между тем, две вещи, от которых вы скорее всего умрете, - это сердечные заболевания и рак.

 

Тем не менее, наш страх перед полетами не ослабевает. Только в США 17% американцев признаются, что боятся летать (по данным опроса, проведенного в 2010 году компанией Boeing). Одни боятся разбиться, другие не могут справиться с пребыванием в замкнутом пространстве без возможности выбраться. Есть и знаменитые случаи. Режиссер Уэс Андерсон ("Отель "Гранд Будапешт", "Королевские Тененбаумы") предпочитает путешествовать по Европе на лодке. Покойная рок-звезда Дэвид Боуи предпочел лодки и поезда после бурного перелета с Кипра в начале 70-х годов; он снова начал летать в 1980-х годах, но опять прекратил после сердечного приступа и рождения дочери Лекси. Кейт Уинслет, тем временем, по сообщениям, путешествует на другом самолете, чем ее муж, чтобы они оба не погибли в катастрофе и не оставили своих детей без родителей.

 

После 11 сентября у многих людей внезапно появился страх перед полетами

 

"К сожалению, нет единого объяснения, почему у кого-то может развиться такая фобия - существует множество потенциальных причин, - говорит Мэтью Прайс, клинический психолог из Университета Вермонта, который исследует тревожные расстройства. Есть люди, которые боятся летать, потому что они никогда раньше не садились в самолет, или у них был какой-то негативный опыт, связанный с полетами. "Это может быть реальный полет, информация об авиакатастрофе или тревога из-за нахождения в замкнутом пространстве".

 

Например, у многих людей внезапно появился страх перед полетами после 11 сентября. По словам психолога Герда Гигеренцера из Института развития человека имени Макса Планка, в течение года после трагедии этот страх побудил тысячи американцев предпочесть вождение автомобиля. Это привело к сокращению авиаперевозок, но при этом в автокатастрофах погибло дополнительно 1 595 человек, потому что они неправильно понимали опасность вождения и преувеличивали вероятность гибели в авиакатастрофе.

 

Есть еще одна категория людей, которые боятся летать, и это связано с беспокойством в других областях. Это может быть страх потери контроля, или замкнутого пространства, или даже страх страха, говорит психолог Роберт Бор, пилот и консультант по психиатрии Королевских ВВС. Страх также может быть вызван чем-то, не имеющим прямого отношения к авиации, например, стрессом на работе, трудностями в браке или больным ребенком дома.

 

Некоторые люди настолько боятся летать, что предпочитают путешествовать на лодке (Credit: iStock)

 

Некоторые люди так боятся летать, что предпочитают путешествовать на лодке (Credit: iStock)

 

Один из факторов, заставляющих людей беспокоиться, как раз и заключается в том, что призвано защитить их: процедуры безопасности в аэропортах и на борту самолета. Антитеррористические меры в аэропортах заставляют некоторых из нас думать о преступниках, желающих взорвать самолеты, а видеоролики по безопасности перед вылетом напоминают нам, что аварии случаются. Поэтому те, кто склонен к панике, возможно, захотят избежать просмотра видеороликов по безопасности, но это ошибка.

 

"У тех, кто разработал план выхода из самолета, потому что посмотрел демонстрацию безопасности, гораздо больше шансов, что все будет хорошо, а те, кто этого не сделал, могут оказаться не в том состоянии, чтобы выйти из самолета", - говорит Бор. Возьмем недавнюю аварийную посадку самолета авиакомпании Emirates в Дубае, когда многие пассажиры начали хватать свои вещи, что увеличило риск эвакуации из самолета. "Во время демонстрации безопасности нам говорят оставить вещи и быстро покинуть самолет, но люди иногда совершают необычные поступки, когда сталкиваются с опасностью, которую они не ожидали", - говорит Бор.

 

К счастью, страх перед полетами поддается лечению, и нет недостатка в способах борьбы с ним. Конечно, есть и личные стратегии - некоторые из нас носят наушники или пьют алкоголь, другие принимают противотревожные препараты. Прайс рекомендует дыхательные упражнения: медленные глубокие вдохи через рот, чтобы живот расширялся, а грудь оставалась относительно неподвижной, а затем медленный выдох через нос. Иногда полезно повторять успокаивающую мантру, например, "спокойствие"", - добавляет он.

 

Прайс и Бор согласны с тем, что лучший способ преодолеть фобию полета - это контролируемое воздействие.

 

Возможно, лучшей начальной стратегией для тех, кто не имеет опыта полетов или имеет какие-то предварительные негативные ассоциации, будет изучение принципов работы самолетов, говорит Бор, - почему тяжелые металлические объекты, такие как самолеты, действительно могут взлетать и летать, как авиадиспетчеры держат самолеты на расстоянии друг от друга и что происходит во время воздушной турбулентности.

 

Вторая группа, склонная к тревоге, может нуждаться в гипнотерапии, психотерапии или когнитивно-поведенческой терапии. Здесь идея заключается в том, чтобы выявить цикл вокруг тревоги, как она накапливается и продолжается, как она может иногда порождать чувство паники, и - самое главное - как с ней справиться.

 

Один из подходов - чтение книг о механизмах самопомощи, другой - посещение врача. "Возможно, вам понадобится всего один визит, а не 100 лет на кушетке с Зигмундом Фрейдом. Это очень хорошо поддается лечению - но если вы не обращаете на это внимания, то, как правило, это не проходит", - говорит Бор.

 

Виртуальная реальность может быть использована для того, чтобы помочь людям привыкнуть к условиям полета, что позволит им не паниковать во время полета (Credit: iStock)

 

Виртуальная реальность может быть использована для того, чтобы помочь людям привыкнуть к условиям полета, что позволит им не паниковать во время полета (Credit: iStock)

 

Прайс и Бор согласны с тем, что лучший способ преодолеть фобию полета - это контролируемое воздействие. Следуя старой поговорке "нужно смотреть своим страхам в лицо", человек может систематически и постепенно подвергать себя различным этапам полета под руководством квалифицированного врача. Традиционно такое обучение происходит на борту самолета, когда терапевты (за большие деньги) сопровождают вас в самолете и разговаривают с вами, чтобы облегчить ваши страхи.

 

Другой вариант воздействия предполагает виртуальную реальность, когда вы можете испытать различные стадии полета, даже оставаясь на земле. В прошлом это делалось с помощью тренажеров, на экранах которых изображались внутренности виртуального самолета на виртуальном аэродроме, сопровождаемые шумом двигателей. Однако совсем недавно появился новый ребенок на рынке - гарнитура VR.

 

Делая медленные, глубокие вдохи, улыбаясь как псих и отводя плечи назад, я больше не чувствовал страха. Я чувствовал себя комфортно - Люк Джонсон

 

Прайс проанализировал многочисленные исследования, посвященные VR и полетам, и пришел к выводу, что VR действительно эффективен и действенен в лечении авиафобии. "Например, клиенту может быть полезно пережить очень долгий взлет", - говорит Бор. "Взлет в реальном самолете может быть только таким же длинным, как взлетная полоса. Взлет в виртуальном самолете, однако, может быть более длительным, поскольку стимулы находятся под контролем терапевта". Если вы обычно испытываете стресс по дороге в аэропорт, или у выхода на посадку, или во время крейсерской фазы полета, терапевт может заставить вас пережить именно это на осторожных, контролируемых этапах. Также можно мгновенно изменить время суток, погоду, ваше место в самолете и даже настроение пилотов - в зависимости от того, что беспокоит вас больше всего.

 

Для отслеживания уровня тревожности к пальцам клиента могут быть прикреплены биометрические датчики. Именно так поступил технический репортер Люк Джонсон с сайта Wearable, когда решил испытать на себе VR-терапию с помощью психотерапевта Майкла Карти, специализирующегося на фобиях.

 

VR нацелен на подсознательную часть разума, а сама гарнитура является дополнительным инструментом к терапии, пишет Джонсон. "Такое щадящее использование дает еще большее воздействие. Вы не становитесь десенсибилизированным к виртуальным ситуациям, наоборот, это помогает вам периодически и целенаправленно сталкиваться с моментами дискомфорта".

 

Некоторые боящиеся летать люди используют авиасимуляторы, чтобы понять, как устроен самолет (Credit: iStock)

 

Некоторые боящиеся летать люди используют авиасимуляторы, чтобы понять, как устроен самолет (Credit: iStock)

 

Джонсон с удивлением обнаружил, что впоследствии ему удается контролировать свой страх во время реального полета гораздо лучше, чем когда-либо прежде. "Делая медленные, глубокие вдохи, улыбаясь как псих и отводя плечи назад, я больше не чувствовал страха. Я чувствовал себя комфортно", - пишет он.

 

Барбара Ротбаум, психиатр из Медицинской школы Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия, сравнила экспозиционную терапию с виртуальным самолетом с терапией с реальным самолетом. "93% участников летали после всего восьми сеансов лечения в обоих условиях", - говорит она. Первые четыре сеанса учат людей техникам управления тревогой, объясняет она, например, как выявлять нежелательные и иррациональные мысли (например, "мы разобьемся") и корректировать их.

 

На последних четырех занятиях используется виртуальная реальность, чтобы помочь людям столкнуться с полетом в терапевтической манере, чтобы их тревога уменьшилась. "Похоже, что одинаково хорошо работает как реальный самолет, так и виртуальный, поэтому преимущества VR в данном случае заключаются, прежде всего, в целесообразности - это дешевле и проще, и вы можете взлетать и садиться столько раз, сколько вам нужно, в течение 45-минутных терапевтических сессий, не выходя из офиса", - говорит Ротбаум.

 

Некоторые люди, однако, начинают действовать самостоятельно, без терапевта. Американский бизнесмен Клэй Пресли пережил катастрофу самолета "Гудзон" в 2009 году, но у него остался страх перед полетами. Как же он его преодолел? Сам стал пилотом. Это не решение для всех, но, возможно, некоторые авиаторы последуют его примеру.

 

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь на еженедельную рассылку материалов bbc.com под названием "Если бы вы прочитали только 6 вещей на этой неделе". Подборка статей из разделов BBC Future, Earth, Culture, Capital, Travel и Autos, доставляемая в ваш почтовый ящик каждую пятницу.

 

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

ЧаВо

  • Что? (что... авиабилеты)
  • Где? (авиабилеты, где...)
  • Когда? (когда билеты...)
  • Как? (как билеты на самолет...)
  • Другое (другие вопросы)